ЧТО ТАКОЕ НАС–МОТРЕННОСТЬ

ЧТО ТАКОЕ НАСМОТ–РЕННОСТЬ

— как её можно тренировать и почему дизайн получается слабым, если насмотренности нет?
Насмотренность — это абстрактная штука, которая описывает как много других работ видел дизайнер. Это определяет сможет ли дизайнер сделать что-то качественное сам.

Согласитесь, если вы не знаете что такое «пояс Койпера», то вряд ли получиться хотя бы схематично изобразить его. Максимум вы сможете изобразить какой-то непонятный пояс, но это будет вилами по воде. Так и в дизайне, если человек никогда не видел как выглядит хороший дизайн сайтов, то, скорее всего, он и не сможет нарисовать хороший сайт самостоятельно.

Поэтому, если вы новичок и чувствуете, что в работе не хватает вкуса, нужно этот «вкус» натренировать. К счастью, это делается легко, но требует от вас небольшой, ежедневной работы.
Как тренировать насмотренность
Открывайте эти сайты:
— land-book.com
— awwwards.com
— httpster.net
— collectui.com
— behance.net
— dribbble.com
— siteinspire.com

Открывайте их каждый день, желательно с утра, когда мозг не загружен и легко впитает новое. На этих сайтах открывайте работы, которые в самом топе: набирают больше всего комментариев, лайков, которые находятся в самом верху. Открывайте эти работы и смотрите как они сделаны.

Рассматривайте каждый экран, каждый блок, каждый элемент дизайна и фиксируйте всё это где-нибудь у себя.
Пример референсов по Landing page на сайте collectui
Совет
Чтобы зафиксировать, вы можете использовать просто скриншоты и отдельную папку у себя на компьютере, разделенную на категории: главные экраны, отзывы, галереи, преимущества и т. д. Также можно использовать бесплатный Pinterest или замечательную программу Eagle (можно купить разовым платежом за 29.95 $).
Фишка здесь такая: чем больше дизайнер видел классных примеров работ, тем более высока вероятность, что он сделает что-то классное сам. Матёрые дизайнеры, которые уже давно работают, умеют выдать классный результат не потому что они гении, а потому что они видели уже много всего.

Мозг, подпитанный классными примерами, может синтезировать что-то свое. Поэтому важно завести себе такую привычку и каждый день рассматривать, сравнивать и фиксировать примеры дизайна. И потом ещё раз-два в месяц просматривать то, что вы наскриншотили себе в коллекцию.
Pinterest-аккаунт с референсами Юрия Ветрова
Уже спустя пару недель, вы почувствуете результат: когда сядете дизайнить, например блок отзывов, поймёте, что вариантов дизайна много.

Вроде бы один и тот же набор данных: текст отзыва, фотография человека, который его оставил, имя, фамилия, дата отзыва… но это все можно оформить по-разному круто, а не только как-то стандартным образом, как казалось раньше.
В насмотренности есть два хитрых фактора: из какого вы города и сколько вам лет
1. Если вы из маленького города или поселка, то каждый день вы видите примеры дизайна: в общественном транспорте, на афишах, на визитках, листовках… и скорее всего, этот дизайн плох. Горькая, но правда: если город маленький, то и количество дизайнеров, которые умеют делать хорошо, там тоже небольшое (или их нет).

И это все натаскивает мозг: вы как бы закидываете в него плохие ингредиенты. А из плохих ингредиентов хорошее блюдо потом не получится.

Поэтому важно, где бы вы не находились, закидывать в мозг только качественное «сырье», чтобы потом, спустя время, выдавать высокий уровень.
Примеры плохого дизайна в обычных городах
2. Второй фактор — возраст. Если вам далеко за тридцать, то скорее всего, вы уже неосознанно натренировали мозг вот на таких примерах, как выше. Конечно, не только на таких, но обычно они в большинстве.

Просто принимая такой дизайн как данность, вы автоматически тренируете мозг и насмотренность на таком уровне, хотите вы этого или не хотите.

Поэтому ежедневная тренировка насмотренности поможет вам «выгнуть» кривую вкуса в нужную сторону и относится к дизайну качественно по-другому.
Частая ошибка
Многие ошибочно воспринимают насмотренность как не что такое: нужно смотреть примеры других работ и что-то повторять, воровать, красть как художник. Это ошибка.

Магия не в том, чтобы слизать какие-то классные примеры к себе в макет. Магия в том, чтобы смотреть другие работы и осознанно фиксировать классные решения и приёмы. Спустя время, вы научитесь синтезировать то, что вы видите, в нечто своё.

Увидели А, увидели Б, и потом мозг вам выдаст вам новое — С.
Саня Кво
Основатель Study Kvo